Дошкольный возраст и игрушки, или как захотеть учиться
новости компаний
С 3 до 7 лет (дошкольный возраст) происходит первичная социализация ребенка, начинает формироваться его личность, индивидуальность, понятия о нравственности, эстетический вкус, психика, манера поведения, гендерная самоидентификация. В этот период дети открывают взаимосвязанность вещей и процессов, пытаются разобраться в чувствах, проявляют тотальную любознательность и самостоятельность, много общаются, фантазируют и творят. Поэтому родителям важно не упустить момент и помочь ребенку развиваться. Какие игрушки подойдут дошкольникам и не превратят процесс «учения» в феномен «мучения»? Давайте узнаем!
Лучшие игрушки для детей 5 лет, направленные на всестороннее развитие:
- Куклы, пупсы, мягкие игрушки (в том числе интерактивные). Малыш воспринимает такую игрушку как живое существо и относится к ней с трепетом, заботой, любовью, переживает за нее. Маленький кормит своего «друга», укладывает спать, жалеет, моет, лечит, обнимает, делится сокровенными тайнами, мечтами, страхами. Подобные сюжетно-ролевые игры развивают у ребенка общественно значимые качества: доброту, ответственность, эмпатию, нравственность, гуманность, а также формируют эмоциональный образ малыша.
Игрушки помогают:
- улучшить коммуникативные навыки (когда ребенок знакомит кукол друг с другом, он усваивает определенные речевые конструкции и учится задавать вопросы);
- развить воображение и образное мышление (во время игры дошкольник придумывает историю персонажей, создает реплики и воспроизводит их разными голосами);
- выстроить адекватные взаимоотношения с другими (общение и взаимодействие с игрушкой помогает малышу успешно преодолеть первую ступень социализации);
- развить творческие способности (нередко девочки шьют особые «дизайнерские» вещи своим подопечным или накладывают макияж любимой кукле, а мальчики рисуют фигурки персонажей);
- приобщиться к будущей взрослой жизни;
- определить социальные роли.
Девочка, играя в куклы, может примерять на себя роль мамы. Она узнает от родителей, как одевать куклу, расчесывать ей волосы, укачивать, пеленать, укладывать в кроватку, купать. Во взрослый жизни эти навыки будут полезны малышке при заботе о собственном ребенке. Играя с Барби и Кеном, девочка учится разграничивать женские и мужские роли, вникает в сущность любовных взаимоотношений. Видя прекрасную куклу, малышке самой хочется быть красивой и ухоженной, таким образом формируется эстетический вкус и женственность.
Мальчики, играя с солдатиками или супергероями, создают в голове образы сильных, мужественных и доблестных рыцарей, оберегающих слабых, и пытаются подражать им в реальной жизни. Так они осваивают мужскую роль защитника.
2. Конструктор. Дети обожают создавать из сотни разноцветных кусочков нечто свое, неповторимое и красивое. Игрушки типа LEGO позволяют экспериментировать, фантазировать, воссоздавать объекты реальности. Конструкторы развивают:
- концентрацию внимания;
- мелкую моторику;
- пространственное (наглядно-образное) и ситуационное мышление;
- аккуратность;
- учат соизмерять желаемое и действительное (хватит ли фрагментов, чтобы достроить замок);
- способствуют самовыражению;
- позволяют отдохнуть во время творческого процесса.
3. Пазлы.
Помогают:
- различать цвета;
- соотносить формы;
- подбирать необходимые элементы;
- развивать восприятие (сенсорные ощущения), усидчивость, сосредоточенность;
- учит работать по схеме.
4. Настольные игры (морской бой, шахматы):
- развивают логическое мышление (последовательности, выявление причинно-следственных связей, подведение подсчетов);
- формируют способность быстро принимать решения, планировать, сравнивать, классифицировать, определять функции;
- помогают общаться и взаимодействовать с другими в процессе игры;
- тренируют память, внимание, вычислительные навыки дошкольника.
5. Мячи, скакалки, дартс:
- способствуют физическому развитию дошкольника;
- помогают выплеснуть накопившиеся негативные эмоции и снять напряжение.
Полученный во время игры бесценный опыт генерируется в реальную жизнь. Ребенок учится играя, поэтому важно подобрать качественные и эстетически привлекательные полифункциональные игрушки, которые одновременно развивали бы творческие, умственные, физические способности малыша.